Гидродинамически опасный объект (ГОО) - сооружение или естественное образование, создающее разницу уровней воды до и после него. К ним относят гидротехнические сооружения напорного типа и естественные плотины. Особенностью таких сооружений является образование волны прорыва при разрушении.
Понятие риска является универсальной количественной мерой потенциальной опасности, позволяющей:
- провести корректировку исходных целей и стратегии решения задач анализа риска;
- провести сравнение опасностей различной природы и механизмов действия;
- провести классификацию и ранжирование потенциальных источников опасности по их вкладу в интегральные показатели риска;
- изучить механизм и исследовать причинно-следственную логику возникновения и развития аварий, а также влияние на показатели риска различных факторов технологического, природного и социального характера;
- обеспечить направленное снижение рисков за счет оптимального управления технологическими (техническими) и организационно-методическими факторами воздействия (снижение вероятности, уменьшение величины ущерба).
Безопасность гидротехнического сооружения (ГТС) - свойство ГТС, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и интересов человека, окружающей среды и объектов экономики на основе реализации мер по предупреждению аварийных состояний и аварий.
Категория аварии | Уровень риска | Тяжесть последствий аварии для персонала и населения | Тяжесть последствий аварии для объекта и материальных ценностей | Тяжесть последствий аварии для окружающей природной среды | Рекомендации по анализу риска |
---|---|---|---|---|---|
A | Высокий | Гибель людей | Существенный ущерб ГТС и имуществу третьих лиц | Невосполнимые экологические потери | Обязательный детальный анализ риска |
B | Существенный | Угроза жизни людей, травмы персонала и населения | Значительные разрушения ГТС и имущества третьих лиц | Существенные экологические потери | Желательный детальный анализ риска |
C | Средний | Потери маловероятны | Незначительные повреждения ГТС, потери имущества третьих лиц | Незначительные экологические потери | Рекомендованный анализ риска |
D | Низкий | Потери маловероятны | Несущественные повреждения ГТС, потери | Несущественные экологические потери | Анализ риска требуется |
Таблица 1 - Категорирование по уровню риска аварий, возможных на ГТС.
К числу основных причин, которые могут вызвать разрушения, относятся:
- стихийные бедствия - землетрясения, ураганы, горные обвалы, наводнения, ливни, сели и др.;
- недостаточный объем изыскательских работ и неправильная оценка инженерно-геологических, гидрологических, климатических условий строительства;
- ошибки в проектировании, некачественное производство работ (особенно при строительстве сравнительно небольших сооружений, когда не обеспечен должный геотехнический контроль с участием инженеров-гидротехников);
- неправильная эксплуатация сооружения; низкая квалификация эксплуатационного персонала, отсутствие или недостаточный объем мероприятий по обеспечению готовности объекта к локализации и ликвидации аварийной ситуации; отсутствие своевременных ремонтных работ.